Командование ЧФ на поиск плотов также посылало сторожевые катера и подводные лодки. Так 2.07.42 г. в 4.00 вышел на поиск плотов СКА-2, а в 9.00 СКА-5, а также подводные лодки М-112 и М-111.
Подведем итог эвакуации с 01 на 02 июля.
Фактически в ночь с 1 на 2 июля пришли только 2 тральщика и 8 сторожевых катеров, т.е. считай все что могло в тот момент пойти в Севастополь. Как уже упоминалось, еще два БТЩ, получив повреждения и простояв у ФВК № 3 у подходной его точки, не сумев определиться из-за отсутствия створных огней, повернули назад. Из трех сторожевых катеров, вышедших первыми по эвакуации, два получили повреждения и вернулись в Туапсе, третий пришел к 35-й батарее, где у причала взял людей и прибыл в Новороссийск. 7 сторожевых катеров отряда Глухова прибыли на рейд 35-й батареи.
Потери кораблей:
- поврежден тральщик « Щит» ( в ремонте до 06 июня)
- повреждены СКА-0115, СКА-078, СКА-029
- потоплены СКА-0124 и СКА-0112
Т.е. половина 1-й группы МО-4 ( 5 единиц) была потеряна для дальнейшей эвакуации. И это еще не все. В Севастополе находились еще два МО-4 в качестве резерва штаба СОРа - СКА-021 и СКА-0101.
По данным И. И. Азарова катера вышли в ночь с 30 на 1 июля, но по данным К. И. Воронина катера на Кавказ вышли в ночь с 1 на 2 июля. Место стоянки, время выхода и обстоятельств в пути следования требуют дополнительного исследования. В пути следования СКА-021 получил тяжелые повреждения от налета вражеских самолетов, командир катера Гладышев был убит. Катер тонул. Оставшихся в живых 16 человек сняли вышедшие позднее из Севастополя СКА-023 и СКА-053, доставив спасенных в Туапсе. По другим данным людей со СКА-021 снял СКА-0101, который вернулся к нему и прибыл в Сочи 3 июля.
Т.е. имеем еще один МО-4 выбывший из эвакуации.
Теперь рассмотрим ситуацию что касалась эвакуации с 02 на 03 июня.
Утром 2 июля 1942 года от 4-й пристани холодильника Новороссийской ВМБ с 09.28 до 11.10 отошло пять сторожевых катеров: СКА-082, СКА-019, СКА-039, СКА-0108, СКА-038 и в 13-35, сгруппировавшись, отряд под командой командира звена старшего лейтенанта В. П. Щербины снялся на Севастополь. На борту катеров находилось 4 командира и 16 краснофлотцев под командой А. Кулакова, имевших особое задание. К заданной точке катера подошли на рассвете 3 июля 1942 года. На море стоял туман, тишина. Спустили резиновую шлюпку и послали на берег лейтенанта Дебирова для установления связи с командованием и порядка организации приема людей. Через 15 минут услышали шум, крики, послышалась пулеметная и автоматная стрельба. Приблизились к берегу. Туман стал рассеиваться. Увидели, что к катерам плывет масса пловцов. Сбросили с катеров концы и стали подбирать людей.
Согласно сводке о поступлении личного состава частей РККА и РККФ из Севастополя за 2 — 7 июля 1942 года по состоянию на 12.00 7 июля 1942 года, 4-го июля прибыло из Севастополя на СКА-082 — 108 человек, на СКА-0108 — 90 человек, на СКА-019 — 79 человек, на СКА-038 — 55 человек, в том числе 39 человек начсостава, на подводной лодке М-112 — 8 человек. Почему не указан СКА-039 неясно. Может был потоплен, но у меня таких данных нет.
Т.е. командование ЧФ наскребло еще 5 катеров для проведения эвакуации...
Мне не попадалось описание эвакуации с 03 на 04 июня… возможно ее и не было.
Теперь про подлодки.
Так же 30 июня из Новороссийска в Севастополь вышли с грузом боеприпасов и продовольствия 8 подводных лодок: М-111 в 16.30, Щ-215 в 14.45, М-112 в 16.50, Д-4 в 18-15, А-2 в 18.25, Щ-212 в 21.20, Щ-213 в 21.24, Щ-203 в 22.00.
В связи с неожиданно начавшейся эвакуацией из Севастополя, командиры восьми подводных лодок, которые находились на переходе в Севастополь из Новороссийска и Туапсе, информацию об обстановке в Севастополе и начавшейся эвакуации в течение 1-го июля от своего командования не имели, а некоторые из них получили ее почти 3 июля 1942 года. Эти обстоятельства, в условиях ожесточенной блокады противником подходов к Севастополю, сильно осложняло их действия в связи с изменением задачи. Так, по донесению командира ПЛ-112 старшего лейтенанта Хаханова он не имел связи с Новороссийском до 3 июля 1942 г.
Из восьми подводных лодок, вышедших из Новороссийска 29 — 30 июня, удалось форсировать ФВК № 3 и подойти к берегу в районе 35-й береговой батареи только подводным лодкам А-2 и М-112.
ПЛ «А-2», где командиром был капитан 3 ранга Туз, прибывшей к подходному ФВК № 3 в 4.15 1.07.42 г. с грузом 13 т боезапаса и 2,5 тонны продовольствия сразу же была атакована двумя катерами противника, сбросивших серию из восьми глубинных бомб. Всплыв в 19.45, не смогли определиться, так как весь берег от Фиолента до Херсонесского маяка был в огне. С момента прибытия до 20.50 1.07.42 г. на лодку было сброшено более 200 бомб. В 1.02 2.07.42 г. из штаба ЧФ была дана шифровка за № 2210, которой приказывалось выбросить в море боезапас и следовать в Херсонесскую бухту за людьми. На выброску боезапаса было затрачено 3 часа. В 13.50 02.07.42 г. лодка вошла в ФВК № 3 и прошла его на глубине 25 метров по счислению, слыша на втором колене фарватера шуршание минрепов о левый борт. В 21.18 2.07. подошли к Херсонесской бухте и легли на грунт на глубине 18 метров. Подготовили документы государственной важности к уничтожению на случай захвата ПЛ противником. За период с 05.25 до 20.20 было сброшено на ПЛ 75 бомб и такое же количество снарядов.
В 21.59 лодка всплыла в позиционное положение в расстоянии 1 кабельтова (182 м) от берега. Услышали на берегу ружейно-пу-леметную и артиллерийскую стрельбу. Белые ракеты. Лодка подошла к берегу на полкабельтова. Плавсредств вокруг не было обнаружено. Тогда затемненным белым светом начали вызывать берег, но кроме мигания в трех местах ничего не писалось. И только после длительного запроса голосом на берегу началось пересвистывание. Началась стрельба и пуск белых ракет в сторону подводной лодки с берега. В 22.30 подошла первая группа из 4-х человек и до 23.00 еще две группы по 5 человек. Бойцы плыли на камерах. Простояли до 24.00 2.07.42 г. Никто более не подходил. Поднялась луна и корабль стал просматриваться. Переменили место в 00.00 3.07.42 г. Противник на прежнее место стоянки произвел 30 выстрелов из артиллерийских орудий. В 04.30 определились и легли на выход по ФВК № З27.
Подводная лодка М-112 вышла из Новороссийска в Севастополь 29 июня в 16.39. Подойдя к ФВК № 3 в 8.15 1.07.42 г. услышали непрерывные разрывы авиабомб. Тогда ушли на глубину 20 метров и попытались пройти к берегу ФВК № 2, но через перископ обнаружили 2 катера противника. Решили все же идти к берегу по ФВК № 3. Весь берег был в огне и разрывах и над ним летают самолеты противника. В 5.27 легли на курс 270° и вскоре на курс 23°, войдя в ФВК № 3. Береговые батареи постоянно обстреливают фарватер. 2.07.42 г. в 19.40 был обнаружен барказ между 2 и 3 створами. Прошли под перископом между барказом и берегом. В 19.50 барказ был утоплен авиацией противника. В 21.00 всплыли на траверзе Херсонесской бухты. Была видна разрушенная батарея, а на побережье наблюдалось скопление людей. Всплыли полностью. На берегу были видны сильные пожары, слышна сильная перестрелка автоматчиков, перебежки людей. Лодку обстреляли из автоматов и винтовок. Приняли светограмму с берега: «Идите на луч». В 23.03 слева на траверзе показалась шлюпка, в которой оказалось 8 человек. От спасенных бойцов командир лодки узнал, что Севастополь сдан. Все бухты и район 35-й батареи заняты немцами. Для облегчения и дифферентовки подводной лодки было выброшено за борт 5 ящиков боезапаса и потом еще 5. В 23.59 всплыли в крейсерское положение в подзарядку. В 00.44 03.07.42 г. прямо увидели катер-охотник. Срочное погружение. В 10.25 4.07.42 г. возвратились в Новороссийск.
Не все командиры подводных лодок оказались такими смелыми и храбрыми; как эти двое. К сожалению, в выводах своего командования отмечалось у ряда из них, не выполнивших задания, отсутствие должной решительности и настойчивости, отсутствие элементарного риска, весь расчет которых строился на безопасности корабля. Однако здесь особо винить командиров я бы не стал. Как известно в последние дни были потоплены немцами две советские ПЛ - Щ-214 и С-52. Так что мысли командиров и экипажей были понятны – остаться в живых. И кто знает, может действительно блокада была сильной и советские ПЛ не смогли прорваться и вывезти хотя бы еще человек 500-600.
А в дальнейшем проводить какую-либо эвакуацию, на мой взгляд, не имело смысла. Основная масса наших бойцов и командиров была пленена днем 4-го июля 1942 года. Да, еще оставались разрозненные группы в скалах, но побережье полностью контролировалось противником. Посылка даже МО привела бы к потерям катеров.
С уважением, Владимир
_________________ Клуб прикладного армейского рукопашного боя «РЭКС"
https://vk.com/sev_arb
***
А вот хрен им, а не Россия, даже если по нас пройдут (с.)
И.Кошкин "Когда горела броня"
|