С сайта На сайте http://forums.airbase.ru/Сообщения Александра (АМГ) с Александром Добренко.
Проекты "Меркурия", "Ганимеда", "Орфея" и бригантины "Елизавета" созданы до применения и опубликования Грейгом и Кнорре "параболического" метода построения теоретического чертежа, который Вы, очевидно, пытались применить к "Меркурию". "Пегас" спроектирован по этому методу. Параболический метод построения теоретического чертежа Чапмана А.С. Грейг внедрил при проектировании черноморских кораблей с 1823 г. Грейг, при участии К.Х. Кнорре, усовершенствовал метод Чапмана и обобщил свою работу в труде «Краткое описание способа, по которому корпуса судов образуются на математических основаниях», изданном в Николаеве в 1832 г. Применяя этот метод, были спроектированы корабли: 120-пуш. «Варшава», 110-пуш. «Париж», 84-пуш. «Императрица Мария», «Чесьма», и др.; 60-пуш. фрегаты типа «Варна»; бриги «Пегас», «Кастор», «Поллукс»; люгеры «Глубокий» и «Широкий»; 10-пуш. катера типа «Ласточка» – всего 7 кораблей, 6 больших фрегатов и 40 других военных и транспортных судов. Посмотрите на часть этих чертежей, котрые опубликованы - в журнале "Судостроение" и печально известном 1-м томе Истории отечественного кораблестроения - у судов совсем другие обводы и вид надводной части - например почти вертикальные штевни и посадка на ровный киль. "Пегас", кстати, был плохим ходоком, как и "Париж" - рыскливы на полных курсах.
З
ачем Вам фонд 327, если материалы по "Меркурию" и его боевым товарищам лежат в других фондах?
Ф.8. Оп.4. Д.139. Л.1. – Список судов, построенных по чертежам, составленным по особенной параболической методе, б./д.
Ф.8. Оп.4. Д.191. Лл.3-4. – Теоретический чертеж брига «Пегас» [вычисления], б./д.
Ф.8. Оп.4. Д.191. Лл.19-24. – Вычисления бригов «Меркурия», «Ганимеда», «Орфея», бригантины [«Елизавета»], б./д.Я знакомился с этими документами в 1999 г. В последних документах имеются эскизы носовых обводов (до миделя) подводной части этих судов. И все коэффициенты теоретических чертежей, тоже. В том же деле хранятся и широко известные обмеры рангоута бригов, датированные маем 1829 г. Почему же никто (почти) не интересовался теоретическими проектными характеристиками бригов? Мудреные непонятные цифири для "историков"?
До сих пор не встретил внятных объяснений, чем не довольны историки в модели "Меркурия", экспонирующейся в первом зале ЦВММ? И почему не берутся за основу обводы реконструкции Н.А. Полонского, Он то точно заглядывал в вышеуказанные листы архивного дела. Когда другие упорно называли легендарный бриг "грузным" и мелкосидящим",
Полонский прямо указывал верные водоизмещение, размерения и коэффициенты теоретического чертежа! Правда, ошибся с фор-триселем на плане парусности, которых в 1829 г. на ЧФ еще не ввели.
С уважением, Александр.
АМГ1963, 25.11.2009 19:22(ответ на DOBRENKO, 25.11.2009 00:10)
Фамилии на формулярах счас уже не скажу. Да и Сацкий свою статью опубликовал совсем недавно. Хотя, историки с кораблестроительным образованием мимо таких документов пролистать не могли. Кстати, размерения и коэффициенты теоретического чертежа «Меркурия» есть в одной из таблиц в работе М.М. Окунева «Опыт сочинения чертежей военным судам». – СПб., 1836.
После Полонского, давшего правильные размерения "Меркурия" в специализированном журнале "Судостроение", я опубликовал в 2004 г. свои нарытые цифры, (V=424,1 L=28,88 B=9,36 Тфор=3,45 Тахт=4,92) тоже в специализированном сборнике "Изучение памятников морской археологии", вып.5, СПб.-2004, с.117.Печально, когда вглубь вопроса не вдаются, а безапелляционно заявляют - дубовый, мелкосидящий, тихоходный, с бородой... на медном днище. А не проще - капитан новый, хоть и герой, но с бывшего транспорта-тихохода, часть опытного экипажа увел с собой на новый фрегат Стройников, вот и влетели.
Обмер рангоута модели из первого зала - соответствует «Меркурию»? Бриг «Язон» уже послегрейговский, другая школа - Лазаревская, и в обводах, и в вооружении. Вот «Фемистокл-1» - строен по чертежам Меркурия. Отличался применением железного скрепления членов. Ф.243. Оп.1. Д.2621. 24л. О построении в Николаеве для испытании пользы судового луженого железного крепления одного военного брига по чертежу «Меркурия», 15.05.1831-31.10.1832 г. В деле речь больше о железе, но факт налицо. Боковой вид корпуса «Фемистокла» см. на прекрасном чертеже Ф.327. Оп.1. Д.2779. – План рангоута и парусов 20-пуш. брига «Фемистокл» [1833 г.]; б/д.; М1:120. С 1832 г. все русские 20-пуш. бриги должны были перевооружать по образцу «Диомида», у которого был рангоут с английского образца. Ф.243. Оп.1. Д.2967. 4л. – О введении на судах флота рангоута по размерениям английских бригов, испытания рангоута на бриге «Диомид» и тендере «Лебедь».
С точки зрения кораблестроения, «Меркурий» ничего необычного не представлял. В 1788 г. в Англии был куплен 22-пуш. катер-бриг «Меркурий», который 28.06.1788 г. поступил в эскадру в Копенгагене. «Меркурий» и 18-пуш. «Нептун», купленный в 1789 г., стали первыми русскими бригами. Они имели артиллерию из 24-фн. и 18-фн. карронад соответственно. Еще один прототип – 20-пуш. «Диспач», купленный там-же в 1796 г. Обводы и конструкция этих бригов наблюдаются в чертежах русских 20-пуш. бригов, строившихся в I трети XIX в. Лишь незначительно варьировались размерения и обводы.
Вдогонку пара ссылок на чертежи в РГА ВМФ
Ф.327. Оп.1. Д.2694. – Бриг «Диспач» [купл. в 1796 г.]; б/д.; М1:48
Ф.327. Оп.1. Д.2874. – Чертеж снятый с катера «Меркурий» [купл. в 1787 г.]; Михаил Портнов; б/д.; М1:48
Ф.327. Оп.1. Д.5284. – Чертеж катера присланного из Англии от ка-питана Ватсона [«Меркурий», купл. в 1787 г.]; б/д.; М1:48
Что в квадратных скобках -мои выводы.
АМГ1963, 25.11.2009 20:15(ответ на tramp_, 25.11.2009 19:49)Рисунок 2 в статье - Ф.327. Оп.1. Д.2950. – Чертеж шхуны 12-пуш. «Вестник», спущена на воду 5.07.1830 г.; М1:48
В сборнике была очепятка, так и кочует... теперь уже в сети.
Этот чертеж как раз пример применения грейговского параболического метода. Построено два судна - "Вестник" и "Гонец". На обороте оригинала чертежа - множество различных коэффициентов, которые современным корабелам. а тем более "историкам" ничего не говорят. Во где обширное нехоженное поле для исследователей истории кораблестроения!
АМГ1963, 26.11.2009 19:32(ответ на DOBRENKO, 26.11.2009 17:30)
Беда в том, что часть чертежей неправильно атрибутирована, или совсем не атрибутирована. Одно дело записать в описи: "типовой бриг...", другое, посмотреть что, напрмер, надписано карандашом на обороте, сопоставить с записью номера и даты поступления чертежа в Кораблестроительный и учетный комитет, и эти уточненные данные записать в описи: "бриг такой-то, построен там-то и тем-то". Или хотя-бы сравнить размерения со списком Ф.Веселаго. Или опознать и дать перекрестные ссылки на чертежи одного судна под разными номерами дел.
Хотя-бы вот так: Ф.327. Оп.1. Д.2801. – Чертеж вооружения брига ; б/д.; М1:96 [8-пуш. «Ящерица» для Касп. моря, кораб. маст. Амосов, см. д. 2816]
Ф.327. Оп.1. Д.2816 – Чертеж бригу для Каспийского моря; кораб. маст. Амосов; 12.05.1804 г.; М1:48 [По размерениям, вооружению, имени строителя и дате соответствует 8-пуш. «Ящерица». Чертеж парусного вооружения см. д. 2801]
Таки нет - не пущать... Вообще регулярно поражает косность наших военных, даже в отставке, когда оне при исполнении, в любом ведомстве и роде службы.
Список чертежей с которыми работал, 5 листов тетрадных разворотов - передал сотрудникам музея, интересно, пригодились ли они кому. В конце 1990-х начале 2000-х сотрудники архива были благожелательны к исследователям и помогали, как могли. Сейчас - не знаю. 20 лет нам корежат нравы и саму душу...
В описях ф.327 что-то общих чертежей черноморских бригов не нашел. Вообще, фонд безобразно разобран, в описи иногда ахинея с атрибуцией кораблей, без хоть каких-то комментариев. Наверное, военные "историки" сами все знают.
Я выявил в описи и просмотрел только три чертежа вооружения и рангоута 18 века, из них - две шхуны.
Ф.327. Оп.1. Д.3085. – Чертеж шхуны по проекту адмирала Ноульса, каков строен был на Дунае 1772 год; б/д.; М1:60. И как понять, не заказывая, что это чертеж парусного вооружения первых русских шхун, да еще в красках!!! Уникальный документ! И кто догадается посмотреть вместе вот этих два чертежа: Ф.327. Оп.1. Д.2898. – Вооружение катера М1:48. А оказывается, это чертеж парусного вооружения шхуны – Ф.327. Оп.1. Д.3049. – Чертеж шхуна построена…№1565 Сарычева, чертеж, который поступил в модель-камору 18.07.1773 г. без подписания под №1; М1:48. А просмотрев это чертеж, мало-мальски знающий человек воскликнет - да это же один в один "Транспорт Роял" Петра-1 из ЦВММ, только размеры на четверть меньше! Я об этих чертежах рассказал В.Г. Крайнюкову, да вот беда, умер человек. Не успел, не раскопал, как они с петровской яхтой связаны, ведь он как раз проект ретро-копии "Транспорта" создавал. Я был на выносе тела, на похоронах, поминках в его квартире, вместе со своим научным руководителем Б.А. Царевым. Столько лет прошло, помню Печаль - нет хорошего человека, замечательного историка и корабела, всё недоделанное им - после него пропадёт! И это было мнение большинства людей, кто с ним работал - военных, корабелов, историков....
Мечта - чтобы грамотные специалисты перебрали и ператрибутировали это фонд. Сколько там ещё открытий чудных!!!