К сожалению, воспоминания в тему не сыпяться. Действительно, забытый проект. А кто служил на них, верно, и вспоминать не хотят... Придется проявлять инициативу и вспоминать самому. Проект 204: самое больное на этом корабле - быт. Мне пришлось служить на пр.1123 проектировавшийся по ттз и нормативам одного периода с пр.204. Учитывая, что у проектантов пр.204 была ещё лазейка - де, л/с будет между короткими выходами жить в казарме в базе, то надо полагать, что можно смело описывать условия быта ПКР пр.1123, выдавая их за условия на пр.204 только ... все в 2 раза хуже. Надо сразу сказать, что из современных кораблей по водоизмещению, скорости и насыщенности оружием 204-ому можно сопоставить РКА пр.1241. На катере этого проекта Р-60 я провел последний год своей службы в качестве зампреда комисси по предварительным испытаниям ЗАК "Палаш", а в 2000 был зампредом госприемки головного РКА пр.12421 с теми же 550 тоннами водоизмещения, что и 204-й. Первые впечатления от РКА пр.1241 или 12421 после "Москвы" - ну, ребята, так служить можно!! Огромные офицерские двухместные каюты, иллюминаторы в каждой (!), у командира свой душ, гальюн., просторные кубрики, свободная кают-компания, отличный камбуз, просторные боевые посты, столовая л/с, душ для команды, для офицеров, всегда пресная вода в умывальниках - ну, фантастика, а не РКА. Значит, могут наши корабелы-конструкторы вместить в быстроходный, тяжеловооруженный малый корабль в 550 тонн все эти прелести. На 204-ом каюты офицеров и старшин (мичманов ещё тогда на флоте не было) не просто малы, а очень малы, едва вмещая положенное число коек в два яруса и крохотный умывальник, кают-компания как пенал в который можно втиснуть 4-5 офицеров, столовой л/с не было. Здесь ещё была бачковая система питания л/с по кубрикам. Команда делилась на "бачки" по 6-12 человек в каждом (по подразделениям), наряжался самый молодой который получал по очереди из амбразуры камбуза на всех в один бачек "первое", в другую руку "второе" в кастрюле, на крышку бачка укладывал пару-тройку буханок хлеба и таким нагруженными по самую ветерлинию он пересекал часть верхней палубы, спускался в свой кубрик, расставлял стол, баночки, готовил "люменивые" тарелки, кружки, ложки-вилки и приглашал годков и остальных "садитесь жрать пожалуйста". Все это хорошо получалось если МПК стоял у причала или в КПЛД в штилевую погоду, а если волна или не дай Бог - шторм, то донести обед, ужин (а ужин на флоте, кто не знает, ничем не отличается по объему от обеда, все тоже самое) до нужной точки и не разлить все по дороге, не потерять буханки и не высыпать на палубу гуляш было очень проблематично. Можете себе представить, что говорили молодому годки когда не видели вовремя на столе свой обед. После удачного приема пищи молодой должен был все свои инструменты и приборы вымыть до блеска, проверенные на отсутствие жира и грязи бачки вновь сдать на камбуз, сложки-вилки-кружки сложить в свой заветный рундучек и отвечать за все имущество ему доверенное как за свое личное, т.к. если кому к обеду ложки не хватит, то есть руками будет бачковой. Вымыть то он должен, но в кранах только холодная вода и хорошо если пресная, всяких современных чистящих средств на берегу мало у кого были, а уж на МПК в море... Тут срабатывал опыт и сообразительность и каждый бачковой выходил из положения как мог. Другая беда на таком корабле - стирка рабочего платья. Каждое утро после подъема флага осмотр формы одежды и внешнего вида. Матрос или старшина должен был быть в чистом рабочем платье, побрит, подстрижен, в целой обуви со шнурками, в носках, желательно тоже чистых. Хорошо старослужащим - у них этого рабочего платья по несколько комплектов, в том числе "смотровой", чистый и даже (!) поглаженный, а каково молодым до года службы стираются сняв с себя ночью, между вахтами в крохотном умывальнике-рубке л/с, расстелив робу на плиточном полу-палубе поливая добытой и знакомого трюмача пресной водой из одолженного ведра и драя запасенной щеткой с хозяйственным мылом. Потом где-нибудь в укромном месте под оком и охраной какого-нибудь вахтенного надо просушить под вентиляцией, поспать самому хоть пару-тройку часов, встать до подъема, отгладить в потемках или положить ещё влажную робу под матрац и своим весом и теплом довести его до смотровой кондиции. Кроме того необходимо было между заботами о завтраке, утренней приборке до подъема флага ещё успеть как-то поцарапать рожу штатным лезвием советского ВМФ –«Невой», изобразив свежее побритие. И все это на качке, в теснейших помещениях, без учета всех проблем среднего матроса ВМФ. Они ж должны были жить в казарме! Щазззз…
_________________ "Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров
|