Sevastopol.info

Севастопольский городской Форум
основной сайт :: погода (⇑13.1°C, 748 мм.рт.ст.) :: рад.фон 10 мкр/ч :: telegram :: наш фото-telegram :: + реклама
Текущее время: 19 апр, 2024, 23:45

Часовой пояс: UTC+03:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 40 сообщений ]  На страницу 1 2 След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01 сен, 2011, 10:02 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
Последние МПК пр.204 были по сроку своей службы порезаны в начале 90-х годов, а строились большой серией в 60-е. Непосредственно для ЧФ строил судостроительный завод "Залив" Из 24 построенных корпуса 3 проекта 204Э после проведения штатных государственных сдаточных испытаний были проданы Румынии, а 6 из числа кораблей боевого состава ЧФ и консервации были переданы (проданы) Болгарии. Последние из них в Болгарии дожили до 2005 года.
Проект очень противоречивый, соединяющий в себе и все недостатки ВПК СССР того времени и достижения в инженерной кораблестроительной мысли. Для военных моряков, ОВРовцев в повседневной службе был далек от совершенства, служба на них была очень тяжела и в бытовом отношении и в техническом. И надо добавить - ещё и не благодарной, т.к. особыми успехами в вопросах ПЛО баз флота они не блистали, чаще представляли из себя корабли консервации или КПЛД. В общем - не знаменитый проект, почти забытый.
К сожалению, "вживую" я их застал только во времена моей юности, маячившими на закатном горизонте Северной бухты Севастополя в качестве противолодочного дозора на якоре (на флоте это называлось корабельный противолодочный дозор главной базы ЧФ – КПЛД ГБ ЧФ). К концу 70-х когда началась моя корабельная офицерская служба, встретить их на просторах было сложновато, большая часть их (только на ЧФ 18 единиц!) были поставлены в консервацию или проданы "друзьям". Служба их была малозаметна и по своему прямому назначению, как это было задумано при разработке ТТЗ еще в середине 50-х - "поиск, обнаружение, перехват и уничтожение АПЛ в ближней зоне военно-морских баз ВМФ СССР", они так ни разу и не использовались, т.к. не отвечали всем требованиям по "поиску, обнаружению... АПЛ" уже на этапе закладки головного корабля не говоря уже о последнем 66-м корпусе через 10 лет интенсивного строительства. Не отвечали ... кроме одного параметра - скорость максимального хода. Конструкторы так увлеклись достижением "противоатомным" МПК скорости самой быстрой (и единственной в конце 50-х в начале 60-х годов) АПЛ в 30 узлов, что в угоду ее многое упустили в проекте, создав, практически, опытовый скоростной малый корабль с противолодочными наклонностями и запустив его в большую серию строительства. Форма корпуса, "модная" на то время энергетическая установка-движитель корабля - все ради идеи. Противолодочные и повседневные качества боевого корабля-служаки оказались ущербными. Еще больше досталось обитаемости корабля, так как изначально принималась схема, что МПК-истребитель-перехватчик не должен подолгу болтаться в море, а экипажи будут жить ... в береговых казармах. Очередная утопия, основанная на незнании и идеализации флотской действительности моряков-надводников ВМФ СССР и РФ.
Итак, практически опытовый корабль с оригинальным движителем, с первым серийными газотурбокомпрессорами Д-2 николаевского ЮТЗ, с неотработанными и еще не принятыми на вооружение комплексами ПВО и ПЛО, был поставлен на поток массового строительства трех(!) крупных судостроительных заводов СССР и корабли начали десятками поступать на все флоты ВМФ СССР в 60-е годы 20 века.
Однако, это был первый серий газотурбинный корабль ВМФ СССР! Чем и интересен. По-своему, он был очень технически своеобразен. Разработчики проекта, турбин, новых видов вооружения впервые примененных на этом корабле (АК-725 с СУ"Барс", РБУ-6000) были отмечены Государственной Ленинской премии в 1965 году.
Поиски в Интернете и на полках книжных магазинов не дали возможность обнаружить хоть одну специализированную брошюру, книгу об этом проекте корабля ВМФ СССР, ВМФ Болгарии и ВМС Румынии. Действительно, забытый проект. А он стоит того!
Я сейчас собираю материал по этому проекту МПК, самый разноплановый: начиная с разработки ТТЗ на проектирование, проектирование, строительство в Керчи, Зеленодольске, в Хабаровске, проблемы ввода в строй, боевые и повседневные будни службы, успехи БП, быт, организация службы на этих МПК (всего построено 66 единиц!).
Огромная просьба всем кто служил на этих кораблях от командиров до моряков-трюмных написать в этой теме свои краткие характерные для этого проекта воспоминания, все, что осталось зарубками в памяти. Все, что связано и с ходовыми, морскими качествами и с применением оружия, БП, поисковыми возможностями, организацией, бытом, интересными людьми на палубе этих незнаменитых кораблей...

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Последний раз редактировалось Warman 01 сен, 2011, 15:49, всего редактировалось 2 раза.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 01 сен, 2011, 10:16 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
Изображение
Схема-чертеж МПК проекта 204.
Изображение
МПК-58 постройки завода "Залив" во время ходовых испытаний в июле 1963 года, фото из Акта Госкомиссии.
Изображение
МПК "Бдительный" ВМФ Болгарии, 1987г. Корабль с запущенными газотурбокомпрессарами Д-2 готовиться к пробежке полным ходом. Корабли проекта 204 по формулярам могли разгоняться до 33,5 узлов, фактически некоторые давали до 35 узл, а на ТОФе даже один разогнался на заводском этапе испытаний до 41 узла, фактически начав глиссировать, "реданить".
Изображение

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Последний раз редактировалось Warman 01 сен, 2011, 15:50, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 01 сен, 2011, 10:25 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
Главная "изюминка" МПК пр.204 - "гидромотор":
Изображение
В две такие трубы закачивали воздух под давлением до 1.5 атм соответственно два газотурбокомпрессора Д-2, размещенные на в.п. в кормовой надстройке. Одна из попыток создать эффективный водяной реактивный двигатель, идея профессора Путилова. При этом в сравнении с обычной винтовой схемой движения КПД такого движка падал до 30% с 60-70%. Но в те заветные времена на мощности и ДТ не экономили - главное результат!

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 01 сен, 2011, 10:37 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
В виду неготовности к серийной поставке на флот новых видов вооружения АУ АК-725 и РБУ-6000 на первые четыре корпуса МПК пр.204 керченской постройки были установлены устаревшие к тому времени РБУ-2500 и АУ ЗИФ-31Б. Так эти МПК и прослужили с ними всю свою жизнь, сердечные:
Изображение
На румынский флот тоже посталяли несколько урезанные и измененные корветы противолодочной обороны пр.204Э: вместо РБУ-6000 ставили РБУ-2500, а вместо 4 ТА 400мм, ставили 2 - 533мм. Румынский корвет ПЛО V-33:
Изображение

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 04 сен, 2011, 8:04 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
Изображение
МПК-38 [з/н 814]. 29.07.1963 г. заложен на стапеле ССЗ № 532 им. Б.Е.Бутомы в Керчи (з-д "Залив") и 12.08.1964 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.12.1964 г., вступил в строй 31.05.1965 г. и 24.06.1965 г. включен в состав КЧФ. В периоде 4.06.1982 г. по 1.01.1985 г. на «Севморзаводе» им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в Очакове (66 бркОВР) поставлен на отстой, а 19.04.1990 г. исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 г. расформирован и в 1991 году разделан на металл в Севастополе.

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 04 сен, 2011, 16:12 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
В наше время мало кто видил "вживую" МПК проекта 204. Для сравнения поместил в масштабе силуэт МПК пр.204 на фоне МПК пр.1124, находящийся ещё в составе ЧФ РФ:
Изображение

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 04 сен, 2011, 22:56 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 27 июн, 2010, 17:36
Сообщения: 355
Репутация: 7
Я видел вживую такой МПК :) Пытались его ремонтировать на ЗССРЗ в первой половине 90-х г.
В Запорожье был такой параход пр.204.Принадлежал городскому Клубу Юнных Моряков.Если мне не изменяет память бортовой № 75.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 04 сен, 2011, 23:15 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
ju_jutsu_zp писал(а):
В Запорожье был такой параход пр.204.

Не этот ли? Вроде где-то на речке отстаивается:
Изображение

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2011, 11:37 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 27 июн, 2010, 17:36
Сообщения: 355
Репутация: 7
Запорожский параход,вроде уже на иголки порезали :(
Да,и если по бортовому № судить,и по данным http://russian-ships.info/boevye/204.htm
то это МПК-75, списанный в 1988 г. и переданный в КЮМ г.Севастополя (после вероятно перевели на р.Днепр).Бортовой №,получается совпадает с тактическим (естественно уже после вывода из состава ВМФ СССР)


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2011, 12:01 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
К сожалению, это не совпадает с увиденным на фото, т.к. МПК-75 (зав. №804) и его предшественники по строительству на заводе "Залив" (Керчь) МПК-15,-16,-72 (зав. №801, 802, 803) не получили штатного вооружения для этого проекта и были всю свою жизнь вооружены вместо РБУ-6000 - РБУ-2500, а вместо АУ АК-725 - АУ ЗИФ-31Б и выглядели так:
Изображение
Изображение
Изображение

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 05 сен, 2011, 23:08 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 27 июн, 2010, 17:36
Сообщения: 355
Репутация: 7
А кормовое орудие,там и было старенькой модели (не такая спаренная установка 57 мм. ,как в 70-х годах ставили на МПК типа Альбатрос пр.1124 ,МРК Овод 1234 ранней постройки) Хотя возможно после того как параход отдали детишкам в КЮМ,вместо вооружения оставили муляжи,и может и АУ сменили


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 06 сен, 2011, 9:26 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
ju_jutsu_zp писал(а):
А кормовое орудие,там и было старенькой модели

Тогда - оно! Только фото не то, на фото на баке и на надстройке явно РБУ-6000. Это не фото МПК-75. Может у друзей в Запорожье осталось фото юнморовского МПК-75?

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 06 сен, 2011, 14:42 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
К сожалению, воспоминания в тему не сыпяться. Действительно, забытый проект. А кто служил на них, верно, и вспоминать не хотят... Придется проявлять инициативу и вспоминать самому.
Проект 204: самое больное на этом корабле - быт.
Мне пришлось служить на пр.1123 проектировавшийся по ттз и нормативам одного периода с пр.204. Учитывая, что у проектантов пр.204 была ещё лазейка - де, л/с будет между короткими выходами жить в казарме в базе, то надо полагать, что можно смело описывать условия быта ПКР пр.1123, выдавая их за условия на пр.204 только ... все в 2 раза хуже. Надо сразу сказать, что из современных кораблей по водоизмещению, скорости и насыщенности оружием 204-ому можно сопоставить РКА пр.1241. На катере этого проекта Р-60 я провел последний год своей службы в качестве зампреда комисси по предварительным испытаниям ЗАК "Палаш", а в 2000 был зампредом госприемки головного РКА пр.12421 с теми же 550 тоннами водоизмещения, что и 204-й. Первые впечатления от РКА пр.1241 или 12421 после "Москвы" - ну, ребята, так служить можно!! Огромные офицерские двухместные каюты, иллюминаторы в каждой (!), у командира свой душ, гальюн., просторные кубрики, свободная кают-компания, отличный камбуз, просторные боевые посты, столовая л/с, душ для команды, для офицеров, всегда пресная вода в умывальниках - ну, фантастика, а не РКА. Значит, могут наши корабелы-конструкторы вместить в быстроходный, тяжеловооруженный малый корабль в 550 тонн все эти прелести. На 204-ом каюты офицеров и старшин (мичманов ещё тогда на флоте не было) не просто малы, а очень малы, едва вмещая положенное число коек в два яруса и крохотный умывальник, кают-компания как пенал в который можно втиснуть 4-5 офицеров, столовой л/с не было. Здесь ещё была бачковая система питания л/с по кубрикам. Команда делилась на "бачки" по 6-12 человек в каждом (по подразделениям), наряжался самый молодой который получал по очереди из амбразуры камбуза на всех в один бачек "первое", в другую руку "второе" в кастрюле, на крышку бачка укладывал пару-тройку буханок хлеба и таким нагруженными по самую ветерлинию он пересекал часть верхней палубы, спускался в свой кубрик, расставлял стол, баночки, готовил "люменивые" тарелки, кружки, ложки-вилки и приглашал годков и остальных "садитесь жрать пожалуйста". Все это хорошо получалось если МПК стоял у причала или в КПЛД в штилевую погоду, а если волна или не дай Бог - шторм, то донести обед, ужин (а ужин на флоте, кто не знает, ничем не отличается по объему от обеда, все тоже самое) до нужной точки и не разлить все по дороге, не потерять буханки и не высыпать на палубу гуляш было очень проблематично. Можете себе представить, что говорили молодому годки когда не видели вовремя на столе свой обед. После удачного приема пищи молодой должен был все свои инструменты и приборы вымыть до блеска, проверенные на отсутствие жира и грязи бачки вновь сдать на камбуз, сложки-вилки-кружки сложить в свой заветный рундучек и отвечать за все имущество ему доверенное как за свое личное, т.к. если кому к обеду ложки не хватит, то есть руками будет бачковой. Вымыть то он должен, но в кранах только холодная вода и хорошо если пресная, всяких современных чистящих средств на берегу мало у кого были, а уж на МПК в море... Тут срабатывал опыт и сообразительность и каждый бачковой выходил из положения как мог. Другая беда на таком корабле - стирка рабочего платья. Каждое утро после подъема флага осмотр формы одежды и внешнего вида. Матрос или старшина должен был быть в чистом рабочем платье, побрит, подстрижен, в целой обуви со шнурками, в носках, желательно тоже чистых. Хорошо старослужащим - у них этого рабочего платья по несколько комплектов, в том числе "смотровой", чистый и даже (!) поглаженный, а каково молодым до года службы стираются сняв с себя ночью, между вахтами в крохотном умывальнике-рубке л/с, расстелив робу на плиточном полу-палубе поливая добытой и знакомого трюмача пресной водой из одолженного ведра и драя запасенной щеткой с хозяйственным мылом. Потом где-нибудь в укромном месте под оком и охраной какого-нибудь вахтенного надо просушить под вентиляцией, поспать самому хоть пару-тройку часов, встать до подъема, отгладить в потемках или положить ещё влажную робу под матрац и своим весом и теплом довести его до смотровой кондиции. Кроме того необходимо было между заботами о завтраке, утренней приборке до подъема флага ещё успеть как-то поцарапать рожу штатным лезвием советского ВМФ –«Невой», изобразив свежее побритие. И все это на качке, в теснейших помещениях, без учета всех проблем среднего матроса ВМФ. Они ж должны были жить в казарме! Щазззз…

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 10 сен, 2011, 17:05 
Не в сети
*

Зарегистрирован: 24 мар, 2011, 14:00
Сообщения: 121
Репутация: 4
примерно так было и на москве. хоть крейсер, а кубрики и каюты все маленькие.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 10 сен, 2011, 22:29 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 27 июн, 2010, 17:36
Сообщения: 355
Репутация: 7
Уважаемый Warman,очень хорошо,что Вы подняли тему о таких вот параходах,своего рода рабочих лошадках Флота.Вот Все бы так,почаще вспоминали и писали о своих параходах .
Спасибо Вам


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 сен, 2011, 17:56 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 03 июл, 2010, 15:08
Сообщения: 342
Репутация: 42
Да - красивый был кораблик...
Изображение


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 сен, 2011, 17:57 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 03 июл, 2010, 15:08
Сообщения: 342
Репутация: 42
май 1991 ...
Изображение


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 сен, 2011, 17:58 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 03 июл, 2010, 15:08
Сообщения: 342
Репутация: 42
в Инкермане
Изображение


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 сен, 2011, 17:59 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 03 июл, 2010, 15:08
Сообщения: 342
Репутация: 42
Изображение


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 сен, 2011, 18:00 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 03 июл, 2010, 15:08
Сообщения: 342
Репутация: 42
Изображение


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 сен, 2011, 18:01 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 03 июл, 2010, 15:08
Сообщения: 342
Репутация: 42
Изображение


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 сен, 2011, 18:02 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 03 июл, 2010, 15:08
Сообщения: 342
Репутация: 42
Изображение


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 сен, 2011, 18:43 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 27 июн, 2010, 17:36
Сообщения: 355
Репутация: 7
Уважаемый Лекарь (или Доктор :)) подтвердите или опровергните пожалуйста :
Запорожский параход борт № 75 это и есть МПК-75,списанный во второй половине 80-х -?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 12 сен, 2011, 5:29 
Не в сети
**

Зарегистрирован: 03 июл, 2010, 15:08
Сообщения: 342
Репутация: 42
Подтвердить или опровергнуть трудно без документов.
если верить Сергею Сергеевичу Бережному, то МПК-75 с 1988 года передан Севастопольской морской школе ДОСААФ, а это явно не так. Как впрочем не передавался и МПК-88 в 1985 году...
Через Севастопольский ОФИ я видел только прошедший разоружение и действительно переданный детской морской флотилии
МПК-62 с литерами ОС-573. Я его снимал летом 1989 года и его увели то ли в Днепропетровск, то ли в Запорожье...


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 12 сен, 2011, 9:17 
Не в сети
******

Зарегистрирован: 30 июл, 2007, 10:48
Сообщения: 2085
Репутация: 82

Постоялец: Везде и всегда
Откуда: Керчь
Спасибо за фото, уважаемый Доктор! Есть несколько новых ракурсов которые раньше не видел. И, наконец-то, ясность с "днепровским" 204-м.

_________________
"Дальность видимости горизонта определяется высотой глаза наблюдателя."(с) вице-адмирал С.О.Макаров


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 40 сообщений ]  На страницу 1 2 След.

Часовой пояс: UTC+03:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 160 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

[Мобильная версия]

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB