Последствия отключения электроэнергии в Крыму и защита прав потребителя.
Если говорить юридическим языком, в отношении обеспечения жителей Крыма электроэнергией произошел сбой в предоставлении коммунальных услуг потребителю и, возможно, причинены убытки в виде реального ущерба.
Так называемые «веерные» отключения приводят к двум отдельным последствиям для потребителей электроэнергии в Крыму и г. Севастополе:
Перед населением Крыма и города Севастополя по электроснабжению жилых помещений Гарантирующие поставщики — ПАО — «ДТЭК Крымэнерго», ЧАО «Восточно-Крымская энергетическая компания» и ПАО «ЭК «Севастопольэнерго» несут ответственность по бесперебойному снабжению электроэнергией, как коммунальной услугой.
Перед населением Крыма и города Севастополя и другими потребителями (в том числе юридическими лицами) Гарантирующие поставщики несут ответственность за причинение реального убытка — ущерба (гибель товара, выход из строя энергопринимающих устройств и т.д.).
Какая ответственность Гарантирующего поставщика предусмотрена за нарушение бесперебойного снабжения коммунальной услугой – электроснабжением:
Чтобы ответить на вопросы, обратимся к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (далее — Правила). Правила предусматривают ответственность Гарантирующего поставщика за перерыв в электроснабжении без наличия доказательств вины последнего.
Размер платы за электроэнергию в расчетном периоде (месяц) должен быть уменьшен вплоть до полного освобождения потребителя от ее оплаты, если электроэнергия предоставлена (ч. 4 ст. 157 ЖК РФ; п. п. 98, 150 Правил) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.
Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет 2 часа при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания и 24 часа при наличии одного источника питания (п. п. 1, 9 Приложения N 1 к Правилам).
Порядок расчета платы за электроэнергию, предоставленную с нарушениями бесперебойности при отсутствии вины Гарантирующего поставщика:
Порядок расчета платы зависит в том числе от случаев нарушения предоставления коммунальных услуг. При этом плата за электроэнергию в расчетном периоде определяется в соответствии с Приложением N 2 к Правилам, а требования к качеству коммунальной услуги установлены Приложением N 1.
Пример:
За расчетный период, например ноябрь (30 дней, или 720 часов) было зафиксировано общее превышение допустимой продолжительности отключения электричества на 100 (+24 ч. Допустимого перерыва) часов. Согласно показаниям индивидуальных счетчиков учета электроэнергии расход за расчетный период — 800 кВтч (день). Тариф — 1 руб. 88 коп. за 1 кВтч (превышение соц. нормы 650 кВт.ч.) и 1 руб. 44 коп. (за 150 кВтч соц. норма), что составляет в сумме 1438 руб. . За каждый час допустимой продолжительности перерыва электроснабжения размер платы снижается на 0,15%, следовательно размер платы должен быть снижен на 15% (0,15% за каждый час сверх допустимого перерыва), что составит снижение платы на 215 рублей 70 копеек.
Итак, отключение электроэнергии сверх допустимого перерыва из-за обрыва проводов линий электропередачи влечет за собой снижение размера ежемесячной платы, в том числе по оплате ОДН (общий домовых нужд), аналогично решается вопрос по исключению из оплаты электроэнергии по нормативам полных часов перерыва в подаче электроэнергии.
Кроме того, ситуацию сложившуюся в Крыму юридически нельзя признать безусловным основанием освобождения Гарантирующего поставщика от ответственности в следствии отсутствия вины, т.е. обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор). В данном случае имеет место ненадлежащее исполнение обязательств по договору со стороны украинской компании «Укринтерэнерго», с которой в регрессном порядке Россия праве взыскать убытки и штрафные санкции.
Следовательно, бытовые потребители электроэнергии в данной ситуации (юридическое отсутствие форс-мажора) вправе взыскать с Гарантирующего поставщика, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, а также привлечь Гарантирующего поставщика к ответственности по Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (см. пример Определение Приморского краевого суда от 30.06.2014 по делу N 33-5592).
Рассмотрим случай, когда в результате сбоя в подаче электроэнергии потребителю (как населению, так и предпринимателям и юридическим лицам) был нанесен материальный ущерб.
Согласно ст. 547 ГК РФ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный реальный ущерб, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств возникло в следствии обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор).
Как мы уже говорили ситуацию сложившеюся в Крыму юридически нельзя признать безусловными обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажор).
Обстоятельства непреодолимой силы — это чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства (ст. 401 ГК РФ). Таковыми признаются в основном стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, штормы). Возможность признания иных опасных погодных условий форс-мажорными зависит от конкретных обстоятельств.
Таким образом, электроснабжающая организация будет нести ответственность за причиненный ущерб, если не докажет, что неисполнение договорных обязательств со стороны украинской компании «Укринтерэнерго» является форс-мажорным обстоятельством, что противоречит судебной практики, иначе любое обстоятельство можно признать форс-мажорным.
Чтобы зафиксировать ущерб, причиненный отключением электричества, надо обратиться к исполнителю коммунальных услуг (исполнителя по договору энергоснабжения) – Гарантирующему поставщику с письменным заявлением.
После получения заявления исполнитель обязан направить своего представителя для составления акта. В нем должен быть зафиксирован вред, причиненный имуществу (а также жизни, здоровью) потребителя в результате отсутствия предоставления электроэнергии (подп. «д», «з» и «н» п. 49 Правил).
Акт составляется в двух экземплярах комиссией, в которую входят потребитель и представитель исполнителя. Один экземпляр передается потребителю, другой остается у исполнителя. Акт является документом, на котором будет основано требование о возмещении расходов потребителя.
В интересах потребителя проследить, чтобы в акте был подробно изложен характер и объем повреждений имущества, описана причина повреждений. На основании этих сведений будет оценен размер ущерба в денежном выражении.
Возместить ущерб поставщики коммунальных услуг могут добровольно. Однако, на практике, как правило, этого не происходит. Поэтому требования к потребителю приходится заявлять в судебном порядке. В суде нужно доказать факт причинения вреда, причинно-следственную связь между действиями ответчика и причинением вреда, а также обосновать размер убытков. Для этого, в первую очередь, потребуется должным образом составленный акт. Кроме того, весомым доказательством может стать заключение эксперта, подтверждающее сведения, указанные в акте. Но экспертизу потребителю придется делать за свой счет. Возмещение расходов на проведение экспертизы, юриста и другие судебные расходы можно предъявить в составе исковых требований. Мы подготовили форму иска о возмещении имущественного или морального вреда для жителей Крыма, которую можно скачать у нас на сайте в разделе Иски и претензии.
Периодически, в жизни каждого жителя нашей страны, а теперь и жителей Крыма возникают вопросы по электроэнергии, в том числе аварии, отключения и он вынужден обратиться в одну из Энергосбытовыхорганизаций и как нас там встречают, в лучшем случае дают вежливое, а иногда и невежливое обещание решить нашу проблему в будущем.
На практике Вы чаще, встречаете «божественный» прием, на котором мы падаем ниц и просим, просим, чередуя мольбу с угрозами, а недостижимый и всемогущий представитель Энергосбытовой организации нас не слышит!
Энергосбытовые организации не являются прямым выражением государства, давайте видеть в Энергосбытовой организации сервис, который создан для нас, а не мы для него.
Мы предлагаем пробудиться и в реализации активной гражданской позиции, основываясь на провозглашённых Генеральной Ассамблеей ООН и закрепленных в Конституции РФ принципах защиты интересов потребителей – на информацию, на право выбора и право быть услышанными, объединиться в Общее Дело — совместное решение энергетических проблем и стать услышанными!
Команда проекта – Энергосчет готова безвозмездно проконсультировать жителей Крыма и города Севастополя по вопросам энергоснабжения, прошу обращаться через форму, размещенную на сайте
energoschet.ru указывая в качестве ID слово «Крым».
(С)
http://www.energoschet.ru/services/sove ... nteresno4/